Стимул
Стимул
это любое событие, внешнее или внутреннее, которое изменяет поведение человека или животного (организма).
Источник: Социальная психология на рубеже веков: глоссарий к книге, 2002 г.
Стимул
внешнее побуждение к деятельности, способность выбранного объекта удовлетворить потребность человека.
Источник: Экономика и социология труда
СТИМУЛ
понятие, первоначально обозначавшее палку для осла, а впоследствии распространившееся па все, что может вызывать реакцию у человека.
Источник: Альтернативный социологический словарь
Стимул
внешний побудитель к деятельности, выступающий фактором экономического, социального, политического и иного характера, действующий в структуре среды личности [9.– С.590].
Источник: Социология. Словарь.
стимул
stimulus. - В межкультурной ситуации — интерес, желание отправителя передать некоторую информацию. любой коммуникативный акт начинается со стимула. См. декодирование, кодирование информации, мотивация, фоновое знание.
СТИМУЛ
от лат. stimulus - остроконечная палка, к-рой подгоняли животных) - англ. stimul; нем. Stimulus. 1. Побуждение к действию, побудительная причина поведения. С. может быть внутренним и внешним. 2. Раздражитель, вызывающий реакцию. 3. Заинтересованность в чем-либо.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Стимул
воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию. В физиологии это понятие тождественно понятию раздражения; в более широком смысле – побуждение, эффект которого обусловлен психикой человека, его интересами, настроением. Не тождественен мотиву, хотя иногда может превращаться в него.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
СТИМУЛ
объективное обстоятельство, которое, затрагивая интересы работника, становится для него субъективно значимой побудительной силой.
В сочетании с устойчивыми потребностями, интересами и установками личности С., будучи внешним фактором соц. и предметного окружения, выступает в качестве мотиватора поведения (в том числе и трудового).
Соотношение влияния С. и внутренних побудителей личности на трудовое поведение оценивалось неодинаково. Классич. школа управления в качестве доминирующего механизма мотивирования труда рассматривала исключительно использование внешнего, управленческого стимулирования. В начале XX в. такой подход был поставлен под сомнение. После Хотторнского эксперимента менеджмент исходит из концепции определяющего влияния личностных мотивов и установок на отношение к труду и трудовое поведение.
См. также: Мотивация поведения, Мотивирование трудовой деятельности, Тейлоризм.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Сарно А. А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. — СПб.: СПбУЭФ, 1997; Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: «Мысль», 2005.
Б. Г. Тукумцев
В сочетании с устойчивыми потребностями, интересами и установками личности С., будучи внешним фактором соц. и предметного окружения, выступает в качестве мотиватора поведения (в том числе и трудового).
Соотношение влияния С. и внутренних побудителей личности на трудовое поведение оценивалось неодинаково. Классич. школа управления в качестве доминирующего механизма мотивирования труда рассматривала исключительно использование внешнего, управленческого стимулирования. В начале XX в. такой подход был поставлен под сомнение. После Хотторнского эксперимента менеджмент исходит из концепции определяющего влияния личностных мотивов и установок на отношение к труду и трудовое поведение.
См. также: Мотивация поведения, Мотивирование трудовой деятельности, Тейлоризм.
Лит.: Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. — М.: «Аспект-Пресс», 2003; Сарно А. А. Поддержка и регулирование мотивационных процессов в сфере трудовых отношений. — СПб.: СПбУЭФ, 1997; Тощенко Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: «Мысль», 2005.
Б. Г. Тукумцев
Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.
СТИМУЛ
(лат. stimulu — стрекало, заостренная палка для управления скотом) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также в терминологии экспертных оценок — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта (“стимулирующий” его принять то или иное решение). Играет роль рычага воздействия или носителя “раздражения”, вызывающего действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия, или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Стимул — это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредован психикой человека, отвечает его взглядам, чувствам, настроениям и, конечно же, мотивам. Получая из внешней среды стимулирующий импульс (экономический, политический, правовой, социокультурный и т.д.) и пропуская его через свою психику, человек трансформирует этот импульс на себя, соотносит его со своими потребностями, интересами, возможностями, желаниями, ожиданиями и целевыми установками. В результате из множества вариантов появляется решение действовать именно так, а не иначе. Это решение перерастает в действие, которое приводит к определенному результату. Результат будет тем выше, чем выше степень адекватности внешних импульсов (стимулов) и внутренних реакций (мотивов) работника. И напротив, чем больше нарушается этот баланс, тем выше вероятность расхождения ожидаемых и фактических результатов труда работника. Тем не менее мотивы и стимулы, выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, не тождественны друг другу. Мотивы — это внутриличностные причины и движители, побуждающие работника действовать. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадают с личными устремлениями, приоритетами, предпочтениями работника. Более того, мотивы и стимулы в своих воздействиях на деятельность могут как взаимоусиливаться, так и быть разнонаправленными. Например, жесткий стиль руководства в интеллектуальном творческом коллективе.
Материальные и нематериальные стимулы для работника: заработная плата, премии, бонусы, надбавки, предоставление оплачиваемого отдыха, улучшение рабочей атмосферы, организация корпоративных вечеринок, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, размещение и (снятие) фото на доске предприятия “Лучшие люди” и “Доска позора”, награждение почетной грамотой, ценным подарком, улучшение условий труда (мебель, оргтехника и др.).
Виды стимулов: принуждение, материальные (премии, бонусы, оплачиваемый отдых), эмоциональные (похвала и т. д.) стимулы; самоутверждение.
Е.Г. Сорокина
Стимул — это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредован психикой человека, отвечает его взглядам, чувствам, настроениям и, конечно же, мотивам. Получая из внешней среды стимулирующий импульс (экономический, политический, правовой, социокультурный и т.д.) и пропуская его через свою психику, человек трансформирует этот импульс на себя, соотносит его со своими потребностями, интересами, возможностями, желаниями, ожиданиями и целевыми установками. В результате из множества вариантов появляется решение действовать именно так, а не иначе. Это решение перерастает в действие, которое приводит к определенному результату. Результат будет тем выше, чем выше степень адекватности внешних импульсов (стимулов) и внутренних реакций (мотивов) работника. И напротив, чем больше нарушается этот баланс, тем выше вероятность расхождения ожидаемых и фактических результатов труда работника. Тем не менее мотивы и стимулы, выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, не тождественны друг другу. Мотивы — это внутриличностные причины и движители, побуждающие работника действовать. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадают с личными устремлениями, приоритетами, предпочтениями работника. Более того, мотивы и стимулы в своих воздействиях на деятельность могут как взаимоусиливаться, так и быть разнонаправленными. Например, жесткий стиль руководства в интеллектуальном творческом коллективе.
Материальные и нематериальные стимулы для работника: заработная плата, премии, бонусы, надбавки, предоставление оплачиваемого отдыха, улучшение рабочей атмосферы, организация корпоративных вечеринок, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, размещение и (снятие) фото на доске предприятия “Лучшие люди” и “Доска позора”, награждение почетной грамотой, ценным подарком, улучшение условий труда (мебель, оргтехника и др.).
Виды стимулов: принуждение, материальные (премии, бонусы, оплачиваемый отдых), эмоциональные (похвала и т. д.) стимулы; самоутверждение.
Е.Г. Сорокина