неизбежная форма и неизбежный продукт общественного развития, одна из сторон каждой сферы общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной, языка и культуры, сознания и психологии, морали, быта, традиций. Материальные и духовные богатства народов, их социально-политическая и идейно-культурная жизнь, национальные особенности людей складываются как из того специфического, что создано непосредственно ими, таки на заимствовании достижений других наций, причем заимствованное является составной частью всего национального данной национальной общности. Следовательно, в самом Н. есть и национально-специфическое (в нем также целесообразно различать то, что может быть использовано только этим народом, и то, что носит общезначимый характер и может войти в мировую культуру или хотя бы в жизнь, быт отдельных народов), и интернациональное, а часто еще шире — общечеловеческое. Структура Н. довольно сложная. В него входят национальные особенности материальных, социально-политических, духовных и нравственно-психологических ценностей. Многое в Н. родилось как результат самобытного национального творчества народов, многое же заимствовано у других народов и приспособлено к потребностям национальной жизни. Одни из национальных ценностей созданы в прошлом, другие возникли в настоящем. Все эти ценности можно рассматривать как общие — общечеловеческие, т.е. то, что сложилось у всех народов на основе единых закономерностей и условий их развития, в процессе взаимодействия, как особенное, т.е. национально-специфическое, характерное только для данного народа, являющееся отражением особых условий его исторического развития в прошлом и настоящем, сложившееся под влиянием географической среды, воздействия извне, наконец, как единичное, присущее лишь небольшой части или отдельным представителям нации.
В содержание Н. входят как социальные ценности, так и этнические, носящие более устойчивый характер. Следует отметить также, что на различных исторических этапах развития народов одни ценности и явления национальной жизни могут быть заново созданы или усвоены как результат национального творчества других народов на базе научного мировоззрения, а другие существуют на уровне обыденного сознания и психологии.
Н. отражается прежде всего в форме, но не только в ней, а также и в содержании. О сущности и формах проявления Н. ведется много споров, имеют место попытки охарактеризовать его как что-то неуловимое и неопределенное. В Н. нужно видеть материальное и духовное, в том числе психическое, эмоциональное и логическое, рациональное, социальное и этническое. Не менее важно учитывать не только полноту названных «параметров» Н., но и их соотношение, уровень развития, правильность восприятия и анализа, динамику. Даже этническое в Н., являющееся наиболее устойчивым, а в чем-то и консервативным, фактически не остается неизменным (достаточно сослаться на развитие и социальную роль языка, традиций и обычаев). Социальное же в Н. очень подвижно, его роль и значение все время меняются: что-то в Н. развивается и обогащается, и в связи с этим его роль возрастает, а что-то, наоборот, отмирает, его значение в жизни народа ослабевает. Н. отражается в различных областях общественной жизни далеко не одинаково: меньше — в экономической и социально-политической, значительно больше — в сознании и психологии, в духовной жизни, особенно в национальной культуре, быту и традициях. Вместе с тем, национальное сознание и национальный характер людей — это не копилка неких исключительных признаков и черт, сложившихся в минувшие эпохи.
Скорее это отражение своеобразия их сочетания, причем не только в прошлом, но и в настоящем. Национальное сознание одновременно и отражает объективно складывающиеся процессы развития наций, национальных отношений, влияет на оценку своих и чужих национальных ценностей и в то же время творит их. См.: Национальное и интернациональное. Национальные отношения. Национализм. Нация. Нация и классы, Этническое.
0.00 байт