ПРОБЛЕМА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Проблема
конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, знание о существенных вопросах, на которые нужно найти ответ.

Источник: Обучение социальному проектированию: глоссарий

ПРОБЛЕМА
от греч. prоblema - задача) - англ. problem; нем. Problem. 1. Все то, что требует изучения и решения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПРОБЛЕМА
греч. задача) – в широко смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, возникающая при необходимости объяснения каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

Проблема
форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема – это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий [11.– С.392].

Источник: Социология. Словарь.

Проблема
(от лат. problema – задача, задание). Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. П., как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. Однако последняя, будучи категорией психологической, обусловливает лишь начальную стадию мыслительного взаимодействия субъекта с объектом, связанную с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных гипотез относительно способов разрешения проблемной ситуации. Проверка этих гипотез приводит к тому, что проблемная ситуация преобразуется либо в П., либо в задачу. Задача возникает в том случае, когда в познаваемом объекте намечается искомое, которое нужно найти путем преобразования определенных условий. Задача выступает как знаковая модель проблемной ситуации, т. е. как такое объективное, которое может быть передано другому человеку, стать частью содержания обучения. Преобразование проблемной ситуации в задачу или серию задач является актом продуктивного мышления, актом научного поиска.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

ПРОБЛЕМА
греч. problema - преграда, трудность, задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Творчество как процесс создания нового неизбежно связано с постановкой и разрешением П. Разрешение всякой П. можно представить как ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих, в конечном счете, к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека и, тем не менее, до самого последнего момента отличающихся недостаточностью возможностей для получения окончательного решения, являющегося целью творческого поиска.
Цель П. достигается лишь тогда, когда вырабатывается идея, могущая выполнить роль необходимого и достаточного средства для получения такого решения. Тем самым П. преобразуется в задачу, решаемую по правилам преобразования ее условий. Возникновение П. детерминировано предшествующим знаниям и господствующими ценностными установками и определяется, в конечном счете, социальными потребностями людей. Благодаря ценностным установкам в П. вводятся компоненты, считающиеся важными, необходимыми для того или иного этапа творческой деятельности и содержащие критерий приемлемости или предпочтительности отыскиваемого решения, запрещающую и разрешающую информацию для ведения стратегии и тактики его выработки. Вместе с тем условия, необходимые для возникновения П., не обязательно являются условиями, необходимыми для ее разрешения. В процессе вызревания П. многие из них отбрасываются как избыточные или противоречивые. Вместе с тем противоречия познания и П. - не тождественные понятия. Появление противоречия может свидетельствовать о необходимости запрета на определенные этапы или результаты деятельности, но не выдвижения П. Кроме того, противоречие вызывает постановку П. лишь при надлежащей ценностно-познавательной ориентации человека, а именно, когда он руководствуется в своей деятельности идеалами единства и непротиворечивости ее результатов. В процессе творчества происходит отделение действительных от мнимых и сомнительных П., необходимо сопутствующих творчеству. Критерии отделения могут быть подразделены на два класса - в зависимости от того, относятся ли они к форме или содержанию П.
К важнейшим критериям формального характера относится соблюдение правил языка, применяемого для формулирования П. Критерии содержательного характера могут быть сформулированы по отношению к предпосылкам (условиям) и выдвигаемой цели. Предпосылки формулирования действительных П. должны: а) содержать истинные положения; б) заключать в себе знания и ценностные ориентиры, имеющие необходимый характер для данного этапа творчества; в) формулироваться ясно. Цель соответственно должна: а) выражаться на языке предпосылок; б) не вступать в противоречие со средствами своего достижения; в) быть содержательнее имеющихся исследовательских средств; г) удовлетворять требованию последовательности при выдвижении; д) предполагать наличие надежного способа проверки результата; е) формулироваться ясно.
В.Ф. Берков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
1.03 мб

Проблема формирования категориального аппарата понятия «Социальное здоровье»

Бабинцев В. П., Колпина Л. В.
Читать PDF
154.42 кб

Проблема рождения индивидуальности в филогенезе

Чудосветова О. В.
Статья посвящена проблеме индивидуальности, рассматриваемой как феномен культуры в реальном историческом процессе.
Читать PDF
1.63 мб

Глобальный информационный кризис как понятиеи проблема современного общества

Ларченков Владимир Владимирович
Сегодня одной из ведущих тенденций в сфере глобальных изменений является создание информационного общества.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема формирования у будущих социологов представлений об эстетических ценностях людей в процессе

Валеева Э. М.
В ряду необходимых будущему социологу знаний находится система ценностных представлений, в том числе об эстетических ценностях людей, носителем которых является мода, сочетающая в себе информационный, эстетический и коммуникативны
Читать PDF
317.97 кб

Процессы глобализации и проблема нового мироустройства

Абылгазиев Игорь Ишеналиевич, Ильин Илья Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

Молодежные организации в Белгородской области: уровень доверия и проблема участия

Морозова Т. И.
Читать PDF
4.57 мб

Проблема детской беспризорности в современной России и пути ее решения

Баранов А. В.
Рассматривается одна из самых острых проблем современной России - проблема детской беспризорности. От ее решения зависит будущее страны.
Читать PDF
116.94 кб

Проблема социальных коммуникаций в контексте современных международных отношений

Хмылёв Владимир Львович
Исследована роль технологического аспекта социальных коммуникаций в современных международных отношениях.
Читать PDF
127.17 кб

Глобалистика: проблема поиска предметного поля

Смирнов Андрей Юрьевич
Читать PDF
108.89 кб

Этничность как актуальная проблема

Карчевский Лешек
Читать PDF
164.78 кб

Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде

Кубякин Евгений Олегович
Читать PDF
232.70 кб

Проблема взаимопонимания в межнациональных гендерных отношениях (культурологический аспект)

Сажина Л. В.

Похожие термины:

  • ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ

    problem of demarcation) - проблема(ы), связанная(ые) с идентификацией науки, особенно с предложениями о едином критерии установления границ науки, вроде принципа верификации или фальсификационизма (см. также
  • ПРОБЛЕМА ПОРЯДКА

    problem of order) - см. Социальный порядок.
  • кентавр-проблема

    по Ж.Т. Тощенко – термин, который «позволяет охватить единым понятием разнообразный класс процессов и явлений, встречающихся в познавательной и преобразующей деятельности человека». К.П. присуща
  • ПРОБЛЕМА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

    отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе соц. развития, - противоречия между знанием о потребностях людей в к.-л. результативных теоретич. или практич. действиях и незнанием путей и ср
  • Проблема исследования

    несоответствие между необходимым (желаемым) и фактическим положением дел.
  • Методологическая проблема

    результат проблематизации фиксированного корпуса (парадигмы) средств "теории деятельности" и форм организации деятельности (синтагм), лежащих в основе организации любых рефлексивных процессов. М
  • проблема множественных сравнений

    Проверяя гипотезу, мы задаем уровень значимости , ограничивающий вероятность ошибки 1-го рода. Что мы можем сказать в ситуации, когда нам придется проверять гипотезу много раз подряд? Скажем, что в
  • Научная проблема

    теоретическое суждение, содержащее внутри себя противоречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии гипотез), а также могущее быть конкретизировано на основе проведенного эмпи
  • Общественная проблема

    форма существования и выражения назревшей необходимости для общества осуществить определенную деятельность. О. п. имеет сложную структуру. Эшелонированными в глубину основами О. п. являются и нте
  • Предъявляемая проблема

    presenting problem) – проблема, которую КЛИЕНТ или потенциальный клиент считают причиной обращения в социальную службу. В прошлом было принято считать, что предъявляемая проблема может не иметь ничего об
  • Проблема социальная

    социальное противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным.
  • Заявленная проблема

    mandated problem) – проблема, которой по закону должны заниматься клиент и социальный работник. Термин возник в рамках проблемо-центрированного подхода, при котором основной упор делают на тех проблемах,
  • ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    проблема роста мирового народонаселения, обострившаяся в середине XX в. одна из важнейших глобальных проблем современности. Мировая демографическая ситуация характеризуется крайней неоднородно
  • Проблема формирования в России социального института управления

     отставание сложившейся в стране системы управления от новых социально-экономических условий, связанных не только с демократизацией общественной жизни и переходом к рынку, но и с постиндустриал
  • ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ (ПИМ)

    деятельность по оптимизации взаимодействия мигрантов и принимающих сообществ, выступающая как: а) составная часть государственной миграционной политики; как б) технология государственного и мун
  • Проблема управленческая

    сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выраб
  • ПРОСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

    Проституция (от лат. prostitute [pro + statuo] — букв. выставлять впереди [напоказ], выставляю для разврата, бесчещу) — оказание сексуальных услуг за плату. Социальная проблема проституции носит неоднозначны
  • Управляемость как социальная и познавательная проблема

     достижение нужной степени управляемости того или иного социального процесса является имманентно присущей обществу практической проблемой; потребность в получении научных знаний о проблеме уп
  • ПРОБЛЕМА ГРАНИЦ ОРГАНИЗАЦИИ

    одна из основных методологических проблем, связанная с применением модели открытых систем при изучении организации (см. Организация как открытая система) и практической деятельности в сфере упра
  • ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ АДЕКВАТНОГО МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ

    стандартная проблема управления, возникающая в процессе развития организации, особенно в сложных многосекционных организациях (см.: Организационное развитие; Сложные организации). В наиболее общ