ДИАЛЕКТИКА
ДИАЛЕКТИКА
от греч. dialektike - искусство вести беседу) - англ. dialectics; нем. Dialektik. 1. По Сократу - искусство вести беседу, спор, направленный на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. 2. По Ф. Энгельсу - наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. См. МАТЕРИАЛИЗМ. 3. По Г. В. Ф. Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа. См. ИДЕАЛИЗМ.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Диалектика
dialectic), теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиб, общих законах развития природы, об-ва и мышления. В широком смысле Д. — это просто дискуссия, в к-рой путь к истине идет через критическое обсуждение. Примером такой Д. служат диалоги Платона. Особое понимание Д. связано с именем Канта, для к-рого она служит доказательством того, что любая попытка рассуждения, выходящая за пределы возможного опыта, ведет к противоречиям. Гегель рассматривал Д. как взаимодействие понятий, при к-ром одна идея (тезис) вступает в противоречие с др. (антитезис), в рез-те чего возникает третья идея (синтез), более полная и близкая к истине по сравнению с каждой из первых двух. В этом последнем значении термин Д. употребителен в диалектическом материализме марксизма.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Диалектика
(от греч. dialektike – искусство вести беседу). Діалектика. Dialectics. 1. Согласно Сократу – искусство вести спор или средство установления истины. 2. Согласно Гегелю (Georg Wilhelm Frederich Gegel) – процесс и законы саморазвития и самопознания абсолютного духа. 3. Согласно Энгельсу – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. 4. В американской и западной социологии в целом – содержание марксизма как модели социальных конфликтов (т. е. столкновения разнонаправленных социальных сил), которые в силу разных причин возникают на каждой стадии развития истории. 5. В марксистской социологии и социологии культуры – культура мышления, предполагающая необходимость объяснения социальных процессов и явлений посредством установления причинно-следственных связей во всем их объеме. Такое объяснение основывается на: а) принципе деятельности, раскрывающем культурно-историческую природу всех без исключения социальных процессов и явлений; б) принципе конкретно-исторического анализа, диалектической связи причины и следствия; б) диалектического соотношения анализа и синтеза, индукции и дедукции и т. д. См. также Детерминизм.
ДИАЛЕКТИКА
dialectic) — 1. (Первоначально) означение логики и/или метафизики (Уильяме, 1976). 2. (В немецкой идеалистической философии и в марксизме) процесс высказывания суждений, обсуждение разногласий и достижение согласий в дискуссии, в ходе которой разрешаются концептуальные и/или реальные всемирные противоречия. Формальная логика согласно строгим правилам допускает аргументы, в которых выводы содержатся в начальных предпосылках. Однако со времен Сократа мыслители стремились глубже познать подлинную сущность творческих аргументов, содержащих в виде выводов подлинную новизну. Сократ рассуждал методом возражения своим собеседникам, увеличивая их неуверенность, расширяя понимание и подстрекая их «сдвинуть землю». В 18—19-м столетиях попытка учредить индуктивную логику (см. Индукция и индуктивная логика) преследовала цель выйти за пределы формализма стандартной дедуктивной логики. Однако именно Кант и Гегель первыми сформулировали альтернативную диалектическую логику, благодаря которой метафизические и, по Гегелю, реальные противоречия мира преодолеваются в ходе "всемирной истории", реализуя более унифицированную "истину". Например, протестант сохраняет католика в своем самопознании, от чего желает избавиться, и его форма частично зафиксирована в этом отрицании. Подход Гегеля был воспринят в марксизме и в диалектическом материализме. Но сведение диалектики к содержанию "диалектических законов природы" обычно считается неправильной интерпретацией: противоположностью сосредоточения на появлении нового. Понятие диалектики в последнем смысле сохраняется, однако, в более открытых концепциях отрицания и отрицательности, в частности, в творчестве франкфуртской школы критической теории.
Источник: Большой толковый социологический словарь
Диалектика
(dialectique). Изначально задуманная Зеноном Элейским как «искусство диалога», или как «способность к дискуссии в вопросах и ответах», с разделением вещей по «родам» и «видам», диалектика включает в себя многие варианты, среди которых идеализм Гегеля и исторический материализм. Причисленная сначала стоиками, затем схоластами к области формальной логики, а не риторики, отнесенная Кантом к иллюзиям или софизмам, диалектика считается подходом, способным обеспечить последовательность нашей мысли и может быть охарактеризована как процесс, при помощи которого дух восходит от чувственно воспринимаемых явлений к первоначалам и к наиболее общим понятиям, с тем чтобы проверить данные интуиции, выявить очевидность истины и уберечься от ошибок, заблуждений и прочих «тщетных ухищрений». Напряжение между любовью и долгом, личными целями и всеобщей справедливостью раскрываются противоположными утверждениями, исходя из которых может быть осуществлен глобальный синтез — будь то абсолютный дух или классовая борьба. Идея противоречия, или дуализма, заключена в сердце аргументации. Противоположность субъекта и объекта, теории и практики очевидна. Но эти расхождения нельзя назвать кардинальными, и мы можем подняться над ними.
Приведем пример. В марксистской традиции отчуждение ведет к процессу опредмечивания. Отторжение своего «я» влечет за собой деградацию и страдание. Человек отныне становится чужим сам себе. В акте производства объект материализуется, приобретает независимое существование: он превращается в «вещь». Но опредмечивание никогда не является полным. Труд, названный Гегелем «сдержанным желанием», формирует и развивает. Работа слуги является для раба возможностью подняться над своим печальным положением. Он учится предвидеть, размышлять и получает доступ к разуму. Напротив, господин, занимаясь только уничтожением богатств в потреблении, обречен на праздность и прожигание жизни. Настолько, что будущее уже не принадлежит ему. Будучи инструментом господства, производство позволяет также освободиться от воли обстоятельств и открывает доступ к миру культуры.
В 1950-х гг. этот сюжет был подхвачен многими авторами, среди которых в первую очередь нужно назвать Жан Поля Сартра, Георга Гурвича и Анри Лефевра. Единство противоположностей подразумевает взаимность, поляризацию, взаимную обусловленность и превращение причинно-следственной связи в замкнутый круг. Оно становится частью движения к тотализации и означает в зависимости от обстоятельств содержание сознания, военное столкновение или волю к эмансипации. Лишенная политических и идеологических ассоциаций, эта «практика» привлекает внимание к существованию «непредвиденных последствий» или эмерджентных свойств. Наилучшая иллюстрация — «само реализующийся прогноз». Поверив в неизбежность предсказанного банкротства, клиенты в массовом порядке снимают средства со счетов банка: банкротство, которого опасались, становится реальностью.
Главной опасностью, от которой нужно застраховаться, — делает вывод Льюсьен Гольдман в свой работе Le Dieu cache — остается «принятие однозначной позиции: или «да», или «нет»; соответственно «единственная возможность познания человеческой реальности — и Паскаль открыл это за два века до Энгельса — состоит в том, чтобы сказать и «да», и «нет», объединить две крайности»2, подняться над антиномиями при помощи мысли, которая сама прокладывает себе путь в попытке выразить и прошлое, и будущее, объединить знание и власть, себя и «другого». Это предполагает, в терминологии Фердинанда Гонзета, знание, «сотканное из опыта и разума», которое будет одновременно совершенствуемым и открытым для пересмотра.
Приведем пример. В марксистской традиции отчуждение ведет к процессу опредмечивания. Отторжение своего «я» влечет за собой деградацию и страдание. Человек отныне становится чужим сам себе. В акте производства объект материализуется, приобретает независимое существование: он превращается в «вещь». Но опредмечивание никогда не является полным. Труд, названный Гегелем «сдержанным желанием», формирует и развивает. Работа слуги является для раба возможностью подняться над своим печальным положением. Он учится предвидеть, размышлять и получает доступ к разуму. Напротив, господин, занимаясь только уничтожением богатств в потреблении, обречен на праздность и прожигание жизни. Настолько, что будущее уже не принадлежит ему. Будучи инструментом господства, производство позволяет также освободиться от воли обстоятельств и открывает доступ к миру культуры.
В 1950-х гг. этот сюжет был подхвачен многими авторами, среди которых в первую очередь нужно назвать Жан Поля Сартра, Георга Гурвича и Анри Лефевра. Единство противоположностей подразумевает взаимность, поляризацию, взаимную обусловленность и превращение причинно-следственной связи в замкнутый круг. Оно становится частью движения к тотализации и означает в зависимости от обстоятельств содержание сознания, военное столкновение или волю к эмансипации. Лишенная политических и идеологических ассоциаций, эта «практика» привлекает внимание к существованию «непредвиденных последствий» или эмерджентных свойств. Наилучшая иллюстрация — «само реализующийся прогноз». Поверив в неизбежность предсказанного банкротства, клиенты в массовом порядке снимают средства со счетов банка: банкротство, которого опасались, становится реальностью.
Главной опасностью, от которой нужно застраховаться, — делает вывод Льюсьен Гольдман в свой работе Le Dieu cache — остается «принятие однозначной позиции: или «да», или «нет»; соответственно «единственная возможность познания человеческой реальности — и Паскаль открыл это за два века до Энгельса — состоит в том, чтобы сказать и «да», и «нет», объединить две крайности»2, подняться над антиномиями при помощи мысли, которая сама прокладывает себе путь в попытке выразить и прошлое, и будущее, объединить знание и власть, себя и «другого». Это предполагает, в терминологии Фердинанда Гонзета, знание, «сотканное из опыта и разума», которое будет одновременно совершенствуемым и открытым для пересмотра.
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.