ИННОВАЦИЯ (И)
ИННОВАЦИЯ (И)
процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной деятельности, производства и промышленности, а также его результат - новшество. Изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации направлено на повышение эффективности ее деятельности и воспринимается субъектом усвоения (работником организации, членом трудового коллектива, предприятием в целом) в качестве значимого и нового( например изменение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и т.д.) Процесс внедрения И. непосредственно связан с научно-технической революцией, которая предполагает существенные изменения в активно развивающихся компаниях каждые 4-5 лет. Причины необходимости нововведений определяются проблемной ситуацией, а именно: заказом или приказом; снижением качества продукции, снижением эффективности труда в организации, на производстве; стремлением к самосовершенствованию; новыми обстоятельствами, условиями деятельности, эксплуатации. Классификаций нововведений по типам довольно много. Нововведения могут быть радикальные и модифицирующие; продуктовые, технологические, социальные. Согласно достаточно общей классификации, представленной в работе Н.А. Ильиной (1985), нововведения могут быть: а) предметно-целевыми (направленные на производство и разработку новой продукции). С психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы; б) технико-технологическими (новые средства производства и новые технологии). От такого рода нововведений сотрудники организаций негативного ожидают меньше всего; в) организационно- управленческими (разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом); г) социально-экономическими ( разработка и применение новых экономических механизмов функционирования предприятия). Два последних типа нововведений вызывают наибольшее число негативных ожиданий и последствий и чаще всего заканчиваются неудачей, причинами которой могут быть: 1) стремление любой организации к стабильности; 2) неспрогнозированное влияние изменений в одной структуре на изменения в другой; 3) влияние нововведений не только на формальную структуру организации, но и на неформальную, и, как следствие этого, негативный настрой сотрудников по отношению к нововведениям. И.М. Атаян
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.