ВЛАСТЬ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Власть
способность достигать желаемых целей вопреки сопротивлению других.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Власть
способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Власть
способность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Власть
это влияние на основе закона или традиции, т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Власть
способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

ВЛАСТЬ
1. Возможность подчинить своей воле поведение и деятельность людей; 2. Волевое социальное отношение; 3. Функция коллектива по руководству совокупной деятельностью.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Власть
любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

Источник: Словарь ключевых социологических терминов

ВЛАСТЬ
англ. power; нем. Macht. Способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их согласия или несогласия (М. Вебер). См. ВЛИЯНИЕ.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Власть
одно из понятий социологии политики, определяющее отношение субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть как социологическая категория - способность одних индивидов контролировать действия других.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Власть (power)
Способность отдельных индивидов или членов групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы. Власть — неотъемлемая часть любых человеческих отношений. Многие конфликты в обществе происходят из-за борьбы за власть, поскольку от того, какой властью обладают индивиды или группы, зависит возможность реализации их интересов на практике.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Власть
любая, закрепленная социальными отношениями, возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается. Социальные отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и навязывать им свою волю, цели и задачи не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Власть
форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.
Социальные отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои навязывать им свою волю, цели и задачи не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Власть
Влада. Power. 1. Согласно М. Веберу (M.Weber) – способность и возможность индивида или группы принуждать других, независимо от их согласия выполнять свою волю. В некоторых случаях В. – это способность влиять на принятие решений правительством или в производстве. 2. Власть, которая признана в обществе в качестве законной и является юридически узаконенной (например, через систему выборов). 3. Функция социальной системы, которая должна способствовать социальной интеграции и быть подконтрольной обществу. Социологию культуры интересует: как историческая природа власти, так и субъективные (собственно культурные) факторы, определяющие способы ее функционирования; объективные и субъективные причины ее возможного отчуждения и присвоения, т. е. причины перерождения власти как функции социальной системы в бюрократически корпоративную замкнутую и отчужденную от общества систему, которая подчиняет себе все демократические институты, которые в действительности должны ее контролировать. См. также Бюрократизация.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Власть
 1) отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам; 2) право и возможность распоряжаться, воздействовать на ситуацию или поведение других людей с помощью авторитета, воли, права, насилия, мотивационных факторов; 3) в организации - способность подчинять других людей своей воле, изменять их поведение в нужную для организации сторону; 4) функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Его содержание – подчинение воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы; 5) любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается (по М. Веберу); 6) достижение намеченных эффектов путем воздействия на других людей (по Б. Расселу); 7) возможность индивида А заставить индивида В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать (по Р. Далю); 8) необходимое свойство социальной системы, способствующее ее выживанию во внешнем окружении (по Д. Итону).

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

Власть
в латинском языке potestas обозначает способность, возможность, обладание достаточной силой для осуществления какой-либо деятельности. Поле власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья и т.п.) и предельно большим, таким как сфера государственной власти, международных отношений.
Отношения власти пронизывают все общество. Основой универсализма власти является природа отношений - это отношения зависимости, независимости и взаимозависимости между всеми уровнями социальной субъектности. Власть предстает и как самостоятельное общественное отношение, и как определенное измерение, качество и смысл других общественных отношений.
Власть - есть возможность осуществления воли внутри определенных социальных отношений, несмотря на сопротивление других их участников. Иными словами - власть состоит в навязывании своей воли одной стороной и в подчинении ей другой.
Власть - социальный институт, с помощью целенаправленной деятельности которого достигается равновесие и интеграция, необходимые для существования общества как саморегулирующейся системы.
Власть в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Власть
(pouvoir). Власть не сводится к своим прямым проявлениям — «производству желаемых эффектов», это понятие означает — в зависимости от намерений или разделенных ожиданий — «внутренне присущую человеческому действию способность к преобразованию», которая одновременно является и «диспозиционной» (т. е. существующей длительное время), и «реляционной» (исследования, связанные с субстанцией, атрибутами и игрой с нулевой суммой, уступают место рассуждениям в терминах полей, процессов и относительности). В этом отношении стоит использовать многоаспектный подход и обратиться к изучению тех приемов, при помощи которых имеющиеся ресурсы, распределенные неравным образом, могут быть мобилизованы и пущены в дело с учетом природы отношений повелевания и подчинения, типов стратегий и форм авторитета, разнообразия и градации необходимых санкций, оказываемого сопротивления и комбинаций или произвольного выбора между принуждением и приобщением, убеждением и задействованием обязательств.
Точка зрения структурации в том виде, как она была представлена Энтони Гидденсом в книге «Строение общества» (La Constitution de la societe\ Giddens, 1987), также должна быть упомянута, поскольку предлагает рефлексию феномена господства. Это понятие не обязательно гегемонистское и однозначное и акцентирует в контексте взаимодействия в первую очередь практику субъектов действия не только в экономическом, но и в политическом плане. В свете этого, как отмечал Макс Вебер, полюс легитимности — в традиционном, харизматическом или рационально-легальном своих вариантах — представляется с этой точки зрения исходным.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

Власть
Основные концепции:
1. Концепция референтной власти - главное не само осуществление власти, а то, как мы ее представляем.
а) Негативистское отношение к власти - власть основана на силовых методах.
б) Концепция силового поля власти - три черты власти: мотивация, степень контроля и степень сопротивления.
2. Реляционистская концепция. Подобная концепция трактует власть как межличностные отношения, позволяющие одному индивиду изменять поведение другого. Три вида:
а) Теория сопротивления - субъект власти подавляет сопротивление объекта власти.
б) Теория обмена ресурсами - когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками власти.
в) Теория раздела зон влияния - когда власть распределяется за сферой влияния.
3. Системная концепция власти. Основное понятие в этой концепции - понятие политической системы и политическая система рассматривается авторами как качественно отличная от других систем. Политическую систему возвышают над другими системами. Три варианта концепции:
а) Власть как атрибут макросоциальной системы, общество рассматривается в целом. Ее сторонник Парсонс.
б) Крезье рассматривает власть на уровне конкретных систем (в группе, организации).
в) Роджерс рассматривает власть как взаимодействие индивидов, действующее в рамках специфической социальной системы.
4. Поведенческая концепция власти. Разработана в 1920-30-ых годах Чарльзом Мериам. В ней заложена идея бихевиоризма. Это установка на эмпирическое исследование поведения людей в сфере политики. Рассмотрен поведенческий аспект человека, группы, массового движения. Из существующего ряда концепций различные рассуждения можно свести к одной мысли: власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью конкретных средств (воли, авторитета, насилия и т.п.).

Источник: Термины и определения (социология и не только)

ВЛАСТЬ
Волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. В. есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в принудительности В. Властные отношения объективно присущи общественной жизни. Человек ограничивает свои действия и подчиняется В. природы, общества, другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве В. всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при социальном неравенстве она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.
В., будучи волевым отношением, способна заставить человека поступать определенным образом, вопреки его воле. В. естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на В. в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включения в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное “наложение” воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность В. вовлекается в орбиту различных форм общественной В.
Видов общественной В. множество: экономическая, социальная, политическая, духовная, военная, семейная, национальная и др. Источниками В. могут быть сила, богатство, информация, знания, занимаемая должность и проч. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным продуктом развития общества, производства. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Власть
authority), право командовать или руководить к.-л. группой людей. Может принадлежать либо отд. личностям (власть папы), либо учреждениям (власть парламента). Такого рода В., в отличие от власти политической, существует только тогда, когда подчинение ей происходит в силу признания легитимности орг-ции, от к-рой исходит распоряжение. Она не подразумевает подчинения с помощью силы и рационального убеждения. В. присутствует везде: в обществ, жизни, семье, деловой сфере, школах и церквах, равно как и в гос. аппарате. Вебер в классич. анализе, изложенном им в книге Хозяйство и общество (1922), различает три осн. типа власти: харизматическую, власть выдающейся личности, рассматриваемую в кач-ве носителя высшей миссии; традиц., когда почтение выказывается тому, чье право руководить проистекает из давно установившейся практики; и рационально-правовую, власть учреждений (особенно бюрократических), образованных для достижения конкретных обществ, целей. Впасть (в политической теории) (power), умение достигать желаемых рез-тов вопреки сопротивлению. Человеческое об-во основывается на В. отд. лиц, групп или одних ин-тов, напр., гос-ва, по отношению к др., напр. В. президента США над Конгрессом или В. бизнеса над пр-вом. В. в этом смысле означает способность убеждать др. делать то, чего они не сделали бы при иных обстоятельствах; имеются широкие возможности осуществления В. — от авторитета до силы. Существуют две осн. т.зр. относительно распределения В. в совр. об-вах: первая подразумевает, что В. сконцентрирована в руках относительно сплоченной элиты, состоящей из ведущих политиков, бизнесменов, финансистов, воен. верхушки и т.п. (Ч. Райт Миллс Властвующая элита, 1956). Согласно второй, плюрализму, В. рассредоточена среди разл. заинтересованных групп и групп давления, каждая из к-рых способна оказывать влияние в своей конкретной сфере принятия решений (Роберт Даль Кто правит. 1961). Факт, что оба мнения в опред. степени верны, свидетельствует о том, насколько трудно найти объективный способ измерения В.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

власть
1) по М. Веберу – социальное взаимодействие, при котором одна сторона навязывает волю другим с помощью права, авторитета или традиций; соответственно, им были выделены легальная, харизматическая и традиционная В.; 2) в марксизме – способность класса, владеющего основными средствами производства, осуществлять социальнополитическое господство; 3) в феминизме – способность мужчин доминировать над женщинами; 4) по Т. Парсонсу – символический посредник, циркулирующий внутри политической системы; 5) по Ф. Ницше – в основе всех человеческих отношений лежит иррациональная воля к В.; 6) по Р. Барту – дискурсивные стратегии, создающие принуждение; 7) по М. Фуко – не владение чем-либо, а сложные взаимодействия людей, являющиеся отношениями силы, противостояния, которые «всегда обратимы», проявляются в различных формах – господства, подавления, цензуре, побуждения, практикуются как правителями, так и управляемыми посредством повседневных дискурсивных практик. Соответственно, выделяются разные типы В.: власть-знание, власть-господство, власть-дисциплина; «отношения В. впутаны в другие типы отношений (производственные, брачные, семейные, половые), где они играют одновременно определяющую и обусловленную роль»; 8) по Р. Эмерсону – органический компонент социальных отношений зависимости, которую можно измерить и выразить математически: власть актора А. над актором Б. тождественна зависимости актора Б. от актора А.; 9) по Дж. Александеру - коммуникационная среда, характерная для общества постмодерна, имеющая символические коды доминирования, господства, подавления. - Литература: Вебер М. Политика как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные сочинения. М., 1990; Энгельс Ф. Об авторитете // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 18; Парсонс Т. О понятии «политическая власть» // Антология мировой политической мысли. Т.2. М., 1997; Фуко М. Интеллектуалы и власть. М., 2002; Его же. Психиатрическая власть. СПб., 2007; Emerson, R.M. Power-Dependence Relations. American Sociological Review, 1962, 27; Emerson, R.M. PowerDependence Relations: Two Experiments // Sociometry, 1964. 27; Alexander, Jeffrey A. The Civil Sphere. Oxford University Press, 2006; Власть // Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 2003.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Власть
способность и возможность людей принимать решения, влияющие на действия других людей; механизм реализации решений, инструмент координации деятельности людей; преобразующая способность социальных структур; система государственных органов; лица, облеченные административными полномочиями [68]. Механизм власти существует на протяжении всей истории человеческого общества. Известно множество определений власти. Так, по мнению В.И. Даля, «это право, сила и воля над чем- то, свобода действий и распоряжений, начальствование, управление» [33]. Власть - это многоаспектная совокупность отношений социальных субъектов, обладающих некими ресурсами и механизмами и целенаправленно использующих их в своих интересах. Способы принуждения подвластной стороны могут быть различны: убеждение, контроль, поощрение, насилие и др. Власть включает директивный, управленческий и коммуникативный аспекты. Вопросы легитимности власти, т.е. признания ее права на руководство, исследовал М. Вебер, выделивший три типа господства: рационально-легальное (в силу авторитета рациональных установлений и правил); традиционное (на основе авторитета исконных прав и извечного закона); харизматическое (оправдание авторитетом). По характеру применения различают власть демократическую, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическую и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная (эксплицитная) и неявная (имплицитная), политическая, экономическая, религиозная и др. [22, 33]. Аристотель характеризовал власть как свойство любой сложной системы. Т. Парсонс понимал власть как системно-функциональное взаимодействие, обеспечивающее способность одних субъектов реализовать функцию управления в отношениях с другими. Власть в организации определяется, прежде всего, правами владения, пользования и распоряжения имуществом, это власть хозяина. Кроме того, чем выше руководящий пост в иерархической структуре организации, тем обычно шире властные полномочия. Власть дает возможность ставить цели, распределять ресурсы, контролировать достижение целей. Характер реализации властных полномочий обусловлен особенностями восприятия подчиненными руководителя и применяемых им методов воздействия: насильственные действия, доминация (приказ или просьба) или манипуляция (формальные и неформальные приемы воздействия). Однако, кроме лиц, официально наделенных властными полномочиями, на ситуацию в организации значимо влияют и неформальные лидеры, что необходимо учитывать в реальной практике социального менеджмента [13, 72].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

ВЛАСТЬ
в классических философских концепциях - особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Н.Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма (Дж.Локк, Т.Гоббс и др.) нашли свое развитие рационалистические взгляды на природу, источники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечной счете материально-производственными отношениями.
Проблема В. была систематически проанализирована в социологии М. Вебера , который ввел понятие легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время при анализе В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы (господство, руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие).
Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода выступил Ф.Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличная сила "воли к В." лежит, по Ницше, в основании существования; познание мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В.".
Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма до "новых левых". М.Фуко , исследуя комплексы "В. - знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки - Суверена) образования, специфика которых в том, что они - "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум. Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни (классификация удовольствия, ритуал исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В. в "самом начале языка". Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус дискурса. Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид в силу самого факта употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения.
Более радикальные трактовки В. содержатся в работах Делеза и Гваттари (В. как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В. через образы "В. ткани", "В. организма" и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию.
А.А. Горных

Источник: Социология: энциклопедия

ВЛАСТЬ
POWER) Существуют различные взгляды на проблему власти. Согласно Веберу, власть — это вероятность того, что индивид в рамках социальных отношений сможет осуществлять свою волю в преследовании целей действия, несмотря на оказываемое сопротивление. Схожим образом Вебер определял «господство» как вероятность того, что тот или иной приказ встретит повиновение у данной группы людей. Из этого определения следует, что (1) власть осуществляется индивидами и таким образом предполагает выбор, деятельность (agency) и намерение; (2) идея власти связана с представлением о деятельности, то есть о достижении индивидом желаемых целей; (3) власть осуществляется по отношению к другим индивидам и может порождать сопротивление и конфликты; (4) власть подразумевает существование различий в интересах между теми, кто обладает ею, и теми, кто ее лишен; (5) власть негативна, она приводит к ограничениям и депривации подчиненных. Вебер утверждал, что власть приобретает качества авторитета тогда, когда люди считают ее осуществление легитимным. Одно из критических замечаний относительно веберовского подхода состоит в том, что при свойственном ему акценте на деятельности и принятии решений из виду упускается то, что непринятие решений также может быть осуществлением власти. Например, неспособность действовать или отказ от действия могут свидетельствовать о неравной власти. Носители власти могут также формировать потребности или интересы подчиненных. Так, в случае с рекламными кампаниями осуществление власти проявляется в искусственном создании потребностей. Веберовское определение власти позволяет сформулировать проблему противоположности «реальных» и «субъективных» интересов. В марксистской социологии власть рассматривалась как структурное отношение, существующее независимо от воли индивидов. Представления о деятельности и намерениях не являются существенными для такого определения, поскольку существование власти рассматривается как следствие классовой структуры обществ. Так, Н. Пулантцас (Poulantzas, 1978) определял власть как способность одного класса реализовывать свои интересы в противостоянии с другими классами. С этой точки зрения власть характеризуется следующим: (1) она не может быть отделена от экономических и классовых отношений; (2) она предполагает классовую борьбу, а не просто конфликты между индивидами; (3) анализ власти невозможен без рассмотрения способа производства. Принятие теми, кто лишен власти, господства тех, кто ею обладает, объясняется в рамках марксистской традиции с помощью понятия гегемонии, разработанного Грамши. Одним из аспектов гегемонии является способность господствующего класса навязывать классу подчиненному определенную идеологию (или мировоззрение), поддерживающую его господство. Идеи, распространяемые средствами массовой коммуникации, системой образования и другими организациями гражданского общества (например, церковью и профсоюзами), интернализуются подчиненными и формируют их взгляды на общество, в результате чего вырабатывается ложное классовое сознание. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Альтюссера. В американской социологии власть не рассматривалась с точки зрения неизбежного конфликта и принуждения. Т. Парсонс определяет власть как позитивную социальную способность к достижению целей сообщества; таким образом, власть рассматривается по аналогии с деньгами в экономике как обобщенная способность обеспечивать достижение общих целей социальной системы. Однако с этой точки зрения трудно провести различие между властью и влиянием. Действительно, Р. Дал (Dahl, 1970) определяет «власть», «авторитет» и «влияние» как «отношения влияния», при этом влияние рассматривается как способность одного индивида изменять поведение другого. Таким образом, власть не сконцентрирована в рамках правящей элиты, она широко распространена во всем обществе. При этом считается, что политическая система является открытой и плюралистической, предоставляя возможность всем членам сообщества участвовать в определенной степени в политическом процессе. Общепринятым является проведение различий между плюралистическим, марксистским и веберовским подходами к власти. Предполагается, что плюралистические теории рассматривают власть как нечто рассеянное в пространстве всей политической системы, тогда как, согласно марксистской социологии, власть сконцентрирована в пределах правящего класса. Вебер же подчеркивал значение силы и определял государство в качестве института, обладающего монополией на ее применение. Тем не менее, данные различия являются упрощенными. Например, Дал отмечал, что власть сконцентрирована в руках меньшинства, называемого им «политическим классом», однако он защищал либеральную демократию от нападок со стороны марксистов, которые подчеркивали, что экономически правящий класс управляет обществом в целом. Он также неявно поддерживал веберовский взгляд на государство как на легитимную монополию на применение силы. Современные подходы к власти испытали значительное влияние Фуко, который сосредоточивался на осуществлении власти посредством дискурса и экспертного знания, а также на ее локальных проявлениях и проявлениях на микроуровне. Он подчеркивал как созидательный, так и негативный эффекты власти. Все попытки определить власть подтверждают трудность соотношения понятий деятельности и структуры в социологии. Существуют серьезные разногласия относительно того, следует считать власть чем-то интенциональным или структурно обусловленным или и тем, и другим. Кроме того, существующие определения оказываются неспособными соотнести противоречивые взгляды на власть, с одной стороны, как на нечто репрессивное и принудительное, с другой — как на нечто созидательное и предоставляющее определенные возможности. Власть — это спорное понятие, использование которого неизбежно вызывает критические вопросы о ценности и точке зрения. См. также: Конфликта теория; Лидерство; Плюрализм; Санкция. Лит.: Clegg (1989)

Источник: Социологический словарь

ВЛАСТЬ
функция, необходимый элемент жизнедеятельности соц. системы. Его содержание - подчинение воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы. В. обеспечивает порядок, т. е. соответствие поведения субъектов нормам и ценностям, провозглашенным целесообразными и для системы. Порождается обществ. разделением труда и обусловливается спецификой построения соц. системы как иерархич. организации, дифференцированной на властвующих и подвластных. Проявляется в исторически конкретных формах. С композиционной т.зр. В. есть совокупность объективно складывающихся властеотношений, опосредствующих эти отношения ин-тов и многоуровневой структуры соц. ролей, основные слагаемые к-рой - роли властвующих и подвластных. Позиции каждого из таких слагаемых в ролевой структуре В. противоположны и неравны по значению. Роли властвующих занимают вершину указанной структуры и выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подвластных. Роли подвластных располагаются у подножия ролевой структуры В. и зависят (по линии субординации) от ролей властвующих; по своему содержанию они сводятся к актам повиновения декретируемой сверху воле. Носителями тех или иных ролей во властеотношениях могут быть субъекты (индивиды, коллективы). Однако подобный факт не меняет природы обозначенных двух типов соц. ролей и характера связи между ними. Имеется несколько методов реализации ролей властвующих. Принуждение физич. и пси-хич.: первое состоит в прямом навязывании (силой) подвластному определенного рода поведения; второе - угроза подвластному негативными для него последствиями в случае уклонения от требуемого поведения. Носители В. прибегают также к приемам убеждения и поощрения, используют авторитет. Убеждение выступает как культивирование в подвластном установки на безусловное послушание властвующим, на внутреннее согласие с их волей. Поощрение: предоставление подвластному нек-рых материальных либо нематериальных благ с целью одобрить и стабилизировать угодное властвующим поведение. Использование авторитета - эксплуатация влияния, оказываемого на подвластных престижем самой роли властвующих, ее символикой, ее конкретными носителями и т. д. Упомянутые методы и приемы применяются практически все вместе, хотя (смотря по обстоятельствам) в известные моменты может превалировать один из них. Процессы (состояния), благодаря к-рым в соц. системах реализуются властеотношения, есть господство, управление, руководство, регулирование, контроль. Властеотношение - связь двусторонняя. Она предполагает, с одной стороны, изъявление воли властвующего, а с другой - непременное повиновение подвластного этой воле. Властеотношения, следовательно, и В. (как таковая) наличествуют в действительности только тогда, когда фактически даны и "сомкнуты" обе стороны этого отношения. Подвластный во властеотношениях обычно не пассивный объект, механически претерпевающий воздействия властвующих. Он динамичный (по-своему) субъект, активный (в той или иной мере) участник процессов властвования. Его активность учитывается властвующими - иначе они не могут удерживаться на вершине ролевой пирамиды В. В., являясь функцией соц. системы, в своем эмпирич. бытие детерминируется рядом факторов, прежде всего экономич. строем. Отношения Собственности, напр., обусловливают главное - распределение и закрепление ролей в ролевой структуре В. между различн. обществ. группами (и их представителями), а также соц.-историч. тип отношений В. Вырастающий из экономич. отношений классовый строй (в об-ве, где есть классы) определяет те коренные интересы, к-рые ориентируют волю властвующих и направляют поведение подвластных. От организации соц. системы зависит своеобразие комплекса ин-тов и ролей, воплощающих В.: их сумма, деление на различн. категории, форма, взаиморасположение и т. п. Влияние социокультурной среды отражается в особенностях норм, процедур, традиций отправления В. Историко-ситуативные моменты накладывают отпечаток на выбор методов, средств и стиля (т. е. на режим) властвования. Исполнение ролей в структуре В. естественно корреспондирует с психич. складом индивидов, чьей практич. активностью эти роли превращаются в жизнедействующие стандарты поведения. В специальной литературе рассматривается несколько разновидностей В. По сфере распространения, а также по набору соответствующих инструментов и приемов властвования выделяют, в частности, экономич., политич., семейные и др. виды В. По количеству индивидов, играющих ключевые роли среди властвующих, виды В. уже иные: коллективная (обществ., классовая, групповая) и личная (единоличная). По степени доступности ролей в пирамиде В. для каждого субъекта системы различают В. открытую и закрытую и т. д. и т. п. Особое, ключевое положение в жизни классово организованного об-ва занимает государственная В., к-рую осуществляет свойственными ему средствами и методами аппарат (службы и должностные лица) гос-ва. Необходимые публично-властные прерогативы гос-ва составляют: законодательство, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие. Это исключительно принадлежность гос-ва, поскольку лишь оно одно выступает официальным представителем всего об-ва. Пристальное изучение многообразных проблем В. неизменно сопутствует всей истории мировой соц.-филос. и политико-юридич. мысли. В ходе исследования этой проблематики выдвинуты самые различн., нередко конкурирующие трактовки генезиса и природы В., методики ее анализа, характеристики взаимосвязей с другими обществ. явлениями. Разработка цельной развернутой научн. теории В., адекватно описывающей и объясняющей В. во всех ее частях и аспектах, продолжает оставаться важной актуальной задачей обществоведов. Лит.: Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989; Халипов В. Введение в науку о власти. М., 1996. Россия: власть и выборы. М., 1996; Barnes В. The nature of power. Cambridge, Oxford, 1988; Geschichtli-che Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Stuttgart, 1975. Bd. 2; 1982. Bd. 3; Mann M. The sources of social power. Cambridge, 1986. Ka-нетти Э. Масса и власть. М., 1997. Л.С. Мамут

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ВЛАСТЬ
power) — 1. "Преобразующая способность" человека, то есть "способность вмешаться в цепь событий, чтобы как-то их изменить" (Гидденс, 1985). 2. "Вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю, несмотря на сопротивление" (Вебер, 1922). 3. Производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от воли индивидуальных акторов (например, власть рыночных сил при капитализме). 4. Знание — власть (см. Фуко; Надзор; Дискурс и Дискурс-формирование). Хотя смыслы 2—4 понятия часто рассматриваются с негативной точки зрения, как принуждение и конфликты интересов, все они могут иметь и более положительное значение — "предоставление возможности". Властные отношения предполагают и взаимозависимость, и конфликт. Для Парсонса (1963) власть — это возможность достижения социальных и общественных целей, и в этом качестве она аналогична деньгам, служа основой обобщенной способности достигать целей. По выражению Гидденса, власть должна признаваться первичным понятием в социологическом анализе. Она потенциально определяет все отношения, но ее следует разбить на различные компоненты, прежде чем эффективно использовать. Главное различие Гидденс проводит между двумя типами ресурсов власти (ни один из которых не имеет преимущества): (а) материальными, то есть экономическими или распределяемыми; (б) авторитетными, включая легитимный авторитет, но также многие другие аспекты авторитетной власти, например, "надзор". Однако другие исследователи (Бахрах и Барац, 1962; Луке, 1974) выявили различие между властью, видимой в открытых решениях и проявляющейся в не-решениях, то есть в ситуации, когда она — результат мобилизации смещения в пределах общин, пассивного принятия установленной институционализированной власти, в которой потенциальные проблемы никогда не достигают политической арены. Внутри структур или организаций мы можем также говорить о границах или интенсивности власти (управления), руководителей над подчиненными. Но контроль никогда не является полным. Диалектика управления, можно сказать, всегда существует в том, что ни один агент (даже раб или ребенок либо обитатель тюрьмы или приюта) не бывает полностью бессильным, ибо необходимо активное согласие подчиненных, если властное отношение не должно стать тягостным для обеих сторон. Даже когда соотношение сил между участниками неравно, имеются некоторые взаимодействия во властных отношениях (см. также Тотальное учреждение; Насилие). В то время как власть выступает аспектом всех сфер общества и всех учреждений (в семьях, церквах, группах и организациях всех типов), ее главное сосредоточение в современных обществах — национальные государства и капитализм. В первом случае она опирается на поддержание легитимного авторитета, но в конечном счете основана на физическом насилии, а во втором находится в своей чистой форме, по существу "неполитической", и проявляется в "аллокативных ресурсах" современного общества. Однако капитализм все же играет важную роль в поддержании "политической легитимности", ввиду его эффективности и широко распространенной приемлемости по сравнению с другими экономическими системами, хотя некоторые авторы считают, что это предполагает идеологическую и культурную инкорпорацию, вопреки долгосрочным интересам (ср. Кризис легитимности). Изучение распределения, а также последствий власти на современном этапе заняли центральное место в политической социологии с ее акцентом на элитах и правящих классах, партиях и группах давления, а также на политических и экономических обладателях власти всех видов. Для Гарольда Ласуэелла политическая социология занимается следующими вопросами: кто, что, когда и как получает. Если одни теоретики (К. Райт Миллс) утверждали, что в современных обществах доминировала узкая властная элита, другие, включая Роберта Даля или Сеймура Липсета, решительно отвергают это, доказывая наличие плюралистского элитизма, основанного на участвующих политических культурах (см. Стабильная демократия). В исследовании, сопровождаемом плодотворными дебатами, Даль стремился обосновать свою точку зрения в эмпирическом изучении общественной политики. Однако она остается спорной и отвергается теми, кто указывает на его отказ принимать во внимание "не-решения" в выводе о том, что ни один человек или группа не в состоянии господствовать (см. также Общественную власть). Третью точку зрения отстаивают марксистские теоретики, доказывая, что существует либо явный капиталистический правящий класс, либо, значительно чаще, более рассеянная структурная власть, рассматриваемая как результат общей назначаемой власти капитализма, поддержанной контролем над тем, что Альтюссер называет идеологическим государственным аппаратом или еще более рассеянной гегемонией. Феминизм весьма эффективно использовал четыре определения власти. "Трансформационная способность" людей расценивается не в качестве нейтрального процесса, а в качестве очевидно гендери-рованного. Исследования социальных отношений и структур показали постоянные образцы неравенства, основанного на подчинении женщин мужчинам. Радикальные феминистки считают, что патриархат — более плодотворная парадигма для анализа власти в рамках социальных структур, чем класс, статус или чисто политические формирования, а материалистические феминистки настаивают на включении особого положения женщин в рамки исследований класса в капиталистических обществах. Очевидность во всех таких дебатах состоит в том, что в осмыслении и изучении власти возникают проблемы, которые нелегко решить. Настолько нелегко, что возникли сомнения (например, у Лукса, 1974) относительно того, не является ли "власть" по существу оспариваемым понятием, под которым Луке понимает, что окружающие его ценностные проблемы никогда не могут быть решены с эмпирической точки зрения или действительно удовлетворительным образом. В позиции Лукса есть сходство с позицией Макса Вебера (см. Ценностная уместность). Конечно, оба представления излишне ограничительны. Сложности и оспариваемый характер понятия "власть" можно признать. Но социологическое изучение стало бы более полезным не столько отбором явно трудных понятий, обладающих особым статусом, сколько просто признанием того, каким образом многие из них имеют тенденцию нести ценностные нагрузки, оставляя открытым вопрос о том, делает ли это их неразрешимо оспариваемыми. Это ближе к точке зрения Галли (1955), создателя понятия "оспариваемые понятия". Луке также осторожен в поддержке какого-либо понятия структурной власти. Ее совпадение с понятиями воли и структуры подсказывает, что отстраненность Лукса от "структурной власти" также огульна. Хотя имеются проблемы в их отдельном использовании, недавно было поддержано их парное сочетание, чтобы иметь большую перспективу решения проблем, возникающих от раздельного применения любого из них (см. Структура и воля).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Семейная власть как источник насилия (проблема контроля и преодоления в социальной политике)

Досина Наталья Викентьевна, Смирнов Ярослав Олегович
В статье анализируются современные меры социальной политики, и обосновывается их недостаточность для преодоления семейного насилия.
Читать PDF

Символическая власть и СМИ: проблема идеологического доминирования

Хлыстунов С.
Символ как средство воспроизводства в общественном сознании определенных ценностных систем всегда был и остается инструментом идеологического управления, особенно сегодня, когда медиакратия стала основным источником символической
Читать PDF

СМИ как «четвертая власть» и институт социализации

Сафарян Арег Вартанович
Рассмотрение СМИ как «четвертой власти» стало общим местом как в науке, так и в журналистике.
Читать PDF

Власть и социальный контроль в коммуникационном пространстве России

Родин Александр Васильевич
В статье рассмотрены отношения власти и социального контроля в коммуникационном пространстве России, выявлены три уровня социального контроля: центральный, региональный и локальный.
Читать PDF

Власть и свобода СМИ

Смирнов Виталий Борисович
Читать PDF

Москвич в Ташкенте, или опыт освоения «Восточного» города: власть, повседневность, сакральное

Космарский Артём Анатольевич
Читать PDF

Профсоюзы и власть (от конфронтации - к взаимопониманию и конструктивному диалогу)

Колесник Л. М.
Читать PDF

Региональная власть и политическая идентичность

Суханов В. М.
В статье раскрываются особенности и взаимосвязи между региональной властью и становлением политической идентичности в регионах Российской Федерации.
Читать PDF

Власть в информационном обществе: формирование символьной элиты

Гасилина Юлия Ивановна
Символические нормы интериоризированы, они усвоены каждым индивидом и превращены им во внутреннюю потребность, жесткие требования социальной группы пропущены через внутреннее согласие каждого составляющего ее индивида на легитимно
Читать PDF

Власть и кустарно-промысловая кооперация в условиях нэповского эксперимента: историография проблемы

Ягов Олег Васильевич
В статье рассматривается трансакционная модель информационно-коммуникативных технологий в системе общественных связей.
Читать PDF

Исследование ожиданий «власть-подчинение» как основания для формирования скрытых конфликтов в органи

Сурвилло Евгения Юрьевна
В статье предпринята попытка исследования взаимосвязи власти-подчинения в организации как причины возможных скрытых конфликтов.
Читать PDF

Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня

Дьякова Е. Г.

Похожие термины:

  • АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ

    Авторитет, как и обязательство, сочетает в себе свободу и необходимость. Если же авторитет основан на принуждении или насилии, или же если недостает силы его воздействия на управляемых, то налицо о
  • БАЛАНСИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ

    countervailing power) — наличие множества центров власти в обществе (Гэлбрейт, 1952), например, равновесие сил между трудом и капиталом, а также между частным предприятием и государством. Хотя существование б
  • ДВИЖЕНИЕ ЗА ВЛАСТЬ ЧЕРНЫХ

    black power movement) -воинственное социальное движение, возникшее в США в середине 60-х гг. XX в. и подчеркивающее роль доминируемых белыми властных структур в подчинении чернокожих. Оно доказывало, что черно
  • ДИСТРИБУТИВНАЯ ВЛАСТЬ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ

    distributive power and collective power) — различие (выведено Парсонсом в "Структуре и процессе современных обществ", 1960) между "властью А над Б" (дистрибутивная власть) и "властью объединенных А и Б" (коллективная вла
  • ВЛАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

    англ. power, economic; нем. Macht, okonomische. Власть, осуществляемая в рамках и при посредстве экон. структур, преж- де всего отношений собственности на средства производства.
  • ИНТЕНСИВНАЯ ВЛАСТЬ

    intensive power) - см. Экстенсивная и интенсивная власть.
  • ВЛАСТЬ ЛЕГАЛЬНАЯ

    См. АВТОРИТЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ, ГОСПОДСТВО ЛЕГАЛЬНОЕ.
  • ВЛАСТЬ ТРАДИЦИОННАЯ

    власть, основанная на традициях и обычаях.
  • ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ ВЛАСТЬ

    extensive and intensive power) - контраст, выведенный Манном (1986), между "способностью организовывать, хотя и довольно минимально, большие массы людей на далеко расположенных территориях" — экстенсивная власть,
  • Власть государственная

    это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на специальный аппарат. Она может использовать экономические мет
  • Харизматическая власть

    См. АВТОРИТЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ, ГОСПОДСТВО ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ.
  • Власть и СМИ

    Отношения власти и СМИ регулируется исключительно законами, гарантирующими, с одной стороны, свободу СМИ, с другой - право человека на свободу получения информации, свободу высказываний и самовыр
  • ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

    англ. power, executive; нем. Gewalt, exekutive. Следующие из конституции право и обязанность определенных органов обеспечивать и контролировать действие законов.
  • КОММУНИТАРНАЯ ВЛАСТЬ

    COMMUNITY POWER) Концепция власти, согласно которой элита не обладает более монополией на принятие решений. Утверждается, что демократия привела к рассеиванию контроля над ресурсами и передаче части кон
  • Преступления людей, наделенных власть

    crimes of she powerful). Криминальная деятельность людей, наделенных властными полномочиями.
  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

    community power) — распределение власти на местах. Работы Флойда Хантера "Структура общественной власти" (1963) и Роберта Даля "Кто управляет?" (1961) дают важные примеры исследований, проведенных с целью прове
  • ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    англ. power, political; нем. Herrschaft, politische. Власть, осуществляемая через формальные и неформальные полит, структуры, включая правительственные организации.
  • Публичная власть

    или общественный (публичный) сектор. Государство, местные самоуправления, публично-правовые учреждения, их органы. Эст.: avalik vхim, avalik sektor.
  • власть-дисциплина

    по М. Фуко – «безымянная, множественная, тусклая, бесцветная» власть, направленная на тела индивидов, которые должны быть приведены к «смирению и покорности». В.-Д. берет под контроль жесты, поступк
  • ВЛАСТЬ СТАТИСТИЧЕСКАЯ

    англ. power, statistical; нем. Herrschaft, statistische. Выявление статистически значимого, доминирующего отношения, к-рое с наибольшей вероятностью является главным в системе др. отношений.