МАРКСИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Марксизм
marxism). Мировоззрение, в основе которого лежат идеи К. Маркса.

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Марксизм
система философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т. д. ), теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации марксизма - австромарксизм, ленинизм, неомарксизм и т. д.

Источник: Социология в России: глоссарий по книге

МАРКСИЗМ
от имени К. Маркса) - англ. Marxism; нем. Marxismus. Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экон. и соц.-полит. взглядов, включающая философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория обществ, формаций), обоснование экон. законов движения капиталист, общества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации М. (австромарксизм, ленинизм, неомарксизм и т. д.).

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Марксизм
Marxism), система эконом, и полит, взглядов, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом (1820—95), впоследствии развитая их преемниками в русле диалектического материализма и положенная в основу теории и практики коммунизма. Ядром М. является материалистическая концепция истории, согласно к-рой развитие всех человеческих об-в в конечном счете определяется производственными отношениями. Специфические способы произ-ва лежат в основе совокупности отношений, в к-рых существует данное произ-во (напр., рабство, феодализм, капитализм), а затем уже — полит., религ., филос. и др. воззрения соответствующего об-ва. Конфликт, возникавший между отд. классами, приводил к след, стадии социальной эволюции. На смену феодализму пришел капитализм, и затем по схеме Маркса и Энгельса он должен уступить место Социализму/коммунизму. С помощью этой теории получала обоснование первостепенная роль классов и классовой борьбы. Внимание Маркса и Энгельса было сосредоточено на все возрастающих противоречиях кап. об-в, в к-рых, как они считали, растет водораздел между эксплуататорским классом капиталистов и беднеющим раб. классом. В основу эконом, анализа капитализма Маркс положил свой нормативный вариант трудовой теории стоимости, к-рой придерживались классич. экономисты Смит и Рикардо. Маркс считал, что капиталисты экспроприируют прибавочную стоимость, созданную рабочими, и приобретают все больший капитал, в то время как рабочие (пролетариат) нищают. Согласно М., развитие пром-ти неизбежно приведет к гибели капитализма, в то же время раб. класс должен быть готов к свержению системы рев. методами и учреждению соц. об-ва. Маркс и Энгельс не детализировали развитие экономики и политики социализма, но после их смерти Ленин и его последователи в России и др. странах взяли на вооружение идеи М. для создания идеологии коммунизма, впоследствии названной марксизм-ленинизм. Однако др. марксисты критически относились к ком. методам и считали рев-цию в России (1917) преждевременной. В 20 в. марксистам пришлось столкнуться с неспособностью соц. об-в жить согласно гуманистическим идеалам самого Маркса, а также с полит, явлениями — напр., с подъемом фашизма, — к-рые явно противоречили историч. материализму. Практич. значение подобных несоответствий состоит в том, что для принятия М. в целом в наше время необходима вера в него, края не терпит сомнений. Тем не менее указание Маркса, что для понимания об-ва нужно прежде всего изучить его способ произ-ва, продолжает привлекать мн. социологов и историков, не воспринимающих М. как цельную теорию.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

МАРКСИЗМ
Одно из влиятельных течений общественно-политической мысли в новой и новейшей истории; экономическая, социальная и политическая теория и политика, разработанные К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями. М. анализирует и объясняет сущность и диалектику развития прошлых формаций и буржуазного строя, отдавая предпочтение экономическому фактору и подчеркивая его приоритет в социальном развитии. Экономический базис, определяя политическую и идеологическую надстройку, сам испытывает сильнейшее воздействие со стороны надстройки, т.е. политических и идеологических факторов. Производительные силы контролируются меньшинством, которое использует свою экономическую власть для эксплуатации большинства населения, присвоения прибыли. Такое положение формирует конфликтную ситуацию и порождает классовую борьбу, которая сосредоточивается вокруг собственности и контроля над средствами производства. Все политические идеи и институты формируются превалирующим экономическим механизмом и обладателями экономической власти (правящими классами) таким образом, чтобы эффективно содействовать сохранению неравного распределения ресурсов. М. исходит из идеи о том, что общество должно быть основано на общественной собственности на средства производства, должно обеспечить всестороннее развитие потенциала человека; что невозможно в рамках социальной системы, основанной на эксплуатации и разделенной на классы. Новое общество должно быть бесклассовым, и поэтому необходимость в государственном аппарате, определяемом М. как инструмент классового господства, со временем отпадет. На начальной стадии, именуемой социализмом, распределение товаров должно осуществляться соответственно вкладу каждого индивидуума. Позднее возможен переход к коммунистической организации общества, где будет осуществим принцип “от каждого — по способностям, каждому — по потребностям”. М. опирается на материалистическую концепцию исторического процесса, утверждающую, что капиталистический способ производства — столь же преходящий, как и все предшествующие. Марксисты расходятся во мнениях по поводу конкретных характеристик и механизма заме ны капиталистического строя, но сходятся в том, что капиталистическая система нестабильна, подвержена кризисам и неизбежно погибнет. К. Маркс считал, что капитализм как система порождает собственного могильщика — рабочий класс, чей численный рост и относительное обнищание ведут к революции. После революционного переворота следует переходный период с политической властью в форме диктатуры пролетариата, прежде чем общество станет коммунистическим. М. как экономическая и социологическая теория появился в России в 1860-е гг. Первая группа популяризаторов Маркса (Н. Даниельсон, И. Каблиц, И. Фесенко и др.) проводила публичные лекции или занятия в специально организованных для этого кружках.
В 1870 г. вышел из печати научный труд киевского ученого Н.И. Зибера “Давид Рикардо и Карл Маркс в России”.
В 1872 г. был опубликован русский перевод первого тома “Капитала” К. Маркса. Спрос на книгу оказался столь велик, что вскоре она стала библиографической редкостью. Марксистская школа русской социологии в составе Н.И. Зибера, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина внесла существенный вклад в отечественную социологию. М. подвергался критике при его возникновении в России и в современных условиях. Несогласие с теорией или отдельными ее принципами и положениями высказывали представители субъективной социологии и обществоведы либерального толка, “легальные” марксисты, религиозные философы. Особую группу критиков теории Маркса в России составляли “легальные марксисты”, которые впоследствии полностью перешли на позиции субъективного идеализма (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др.). Они критиковали М. за ортодоксальность и необоснованный исторический оптимизм. Одновременно с критикой развивалось направление легального М. (П.Б. Струве, М.Н. Туган-Барановский и др.). Они обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, его неизбежность. Речь шла о капиталистическом рынке, конкуренции, реорганизации производства и классов (буржуазии и рабочего класса) и их роли в обществе. Они придерживались концепции эволюционизма капитализма посредством его социального преобразования. Современная мировая общественно-политическая мысль высоко ценит К. Маркса за разработку проблем собственности, власти, социальных революций и реформ как основополагающих для достижения социального идеала. Научная доктрина М. органически вошла в духовную ткань современной цивилизации: неомарксистами считали и считают себя известные социологии (А. Мартинелли, И. Валлерстайн и др.).

Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018

МАРКСИЗМ
Marxism) — общая совокупность главным образом теоретических работ, претендующих на развитие, исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин марксистский может применяться к такого рода работам или авторам, но иногда имеет оттенок политической приверженности либо деятельности, которую разделяют далеко не все. Так, некоторые академические социологи могут считать себя работающими в русле проблем марксизма, но отклонять термин марксистский, ибо не разделяют политические цели подобных организаций: марксовое служит более предпочтительным определением их творчества. Но имеется непостоянство в использовании этих терминов, что отчасти отражает различные нюансы, появившиеся внутри марксизма 20-го столетия, и политические проблемы, с которыми сталкивались академики и интеллектуалы в различных странах, когда идентифицировали себя с марксизмом. "Я интересуюсь проблемами марксизма, находя их обоснованными в философском и теоретическом смысле, но я не марксист" — так мог бы выразить эти нюансы подобный социолог. В академических учреждениях Западной Европы и США марксизм имел существенное влияние только с 1960-х гг. (см. Марксистская социология). До этого и вне рамок советского блока главные его достижения принадлежали интеллектуалам политических организаций, и это влияние отражается на академических сотрудниках. Основные разновидности марксизма 20-го столетия: (а) советский марксизм, над которым с 1930-х гг. господствовал
сталинизм, развивавший жесткое "научное" и материалистическое представление, видя в естественных науках основной метод познания. Он стал более разнообразным после смерти Сталина; (б) троцкизм (см. Троцкий) — критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма 20-го столетия. Считает себя главным наследником марксистско-ленинской традиции важности революционной партии-авангарда и революционного потенциала рабочего класса; (в) западный марксизм — главное и наиболее влиятельное в академических сферах европейское интеллектуальное течение. Ведущие его представители — Антонио Грамши, Карл Корш (1886—1961), Дьердь Лукач, Герберт Маркузе и Франкфуртская школа критической теории — сыграли важную роль в открытии философских дебатов, особенно посвященных "гуманистической" или "научной" природе марксизма, пересмотру гегелевских (см. Гегель) основ марксизма. Это — реакция на грубый материализм советского марксизма, анализ культуры, литературы и психологии в рамках марксизма, ставшего более открытым в отношении немарксистской мысли и стремившегося включить ее в рамки марксизма. Примеры такого творчества — исследования Грамши о государственных и политических процессах и применение Маркузе работ Фрейда и социальной феноменологии. С 60-х гг. течение в Европе пополнилось структуралистским марксизмом (особенно работами Луи Алътюссера, который отреагировал на осознанный "волюнтаризм" и "гуманизм" более ранних авторов), а также обновленной точкой зрения на марксову политическую экономию и динамику капитализма; (г) марксизм "третьего мира ", в основном относящийся к ряду исследований: различий между капитализмом в метрополиях и в колониальных, а также в неоколониальных странах; отношений между национальным определением и достижением социализма; роли крестьянства в достижении социализма и последствий этого для политического действия и организаций. Подобные изучения показали непригодность преобладающих европейских разновидностей марксизма для решения указанных проблем. На их основе в 1920-х гг. возникло множество теоретических и политических работ. В Индии появились важные исследования природы колониального общества и особенностей капитализма в странах, пребывавших под господством империализма (см. Империализм); в Китае — теория и политика маоизма; в Латинской Америке — работы о мировом капиталистическом развитии (см. Теория зависимости) и политически практике кастроизма как результата опыта организации революционной деятельности среди крестьянства в длительной партизанской войне; в Африке — теория африканского социализма (см. Социализм). Многие страны имеют крупных марксистских авторов и
мыслителей, внесших вклад в разработку широкого диапазона проблем главным образом оказывающих влияние на собственные общества или регионы. Вышеупомянутое не исчерпывает всего разнообразия марксизма. В Восточной Европе в 70-е гг. проводились крупные анализ противоречившие официальному советскому коммунизму (например, см. Новый класс). Всюду они вызывали интенсивные дебаты так, что нынче в академических кругах существует много разновидностей марксизма. Политические убеждения, философские критерии, как и вопросы социологической уместности, оказывают влияние на то, как они рассматриваются. Несомненно, одно — марксизм является теперь важным измерением социального научного и социологического мышления, поднимающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МАРКСИЗМ
идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса.
Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте М. осуществлял функцию религии - как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов.
М. отказывал индивиду в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа могла оказаться практически в любой момент.
В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г. Плеханов, А. Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К. Каутский, Э. Бернштейн и др.). (Не случайно, концепция М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма конца 1930-х - например, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализме".) 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса (социальный класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Мао Цзедун и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме (Мао Цзедун) и империализме (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса - в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Д. Лукач, А. Грамши, К. Корш и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека, которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений".
Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. - ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм (Л. Гольдман, Альтюссер и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа); "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал "Праксис" - Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович и др., польская "философия человека" - Л. Колаковский, А. Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф. Джеймисон и др.).
Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно - "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия, свобода индивида, процедуры убеждения и компромиссы как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". Неомарксизм.
А.А. Грицанов

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
329.21 кб

Международная конференция «Марксизм и будущее»

Петров Александр Викторович
Читать PDF
419.81 кб

Марксизм и экономика ХХI века: обзор к 200-летию со дня рождения мыслителя

Семин Александр Николаевич, Кислицкий Михаил Михайлович
Проведение исследования и подготовка статьи осуществлены по случаю празднования 200-летнего юбилея со дня рождения Карла Генриха Маркса.
Читать PDF
233.48 кб

КАРЛ МАРКС, МАРКСИЗМ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Есип Игорь Михайлович
Во второй половине XIХ века активизировалась деятельность женщин по борьбе за равные права с мужчинами, приведшее к появлению такого движения как феминизм.
Читать PDF
187.67 кб

МАРКСИЗМ В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА (НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Азарова Юлия Олеговна
Опираясь на исследования современных теоретиков марксизма (Н. Дайер-Уисфорда, Ф. Джеймсона, Дж. Дин, Т. Иглтона, Л. Накамуры, С. Сима, К.
Читать PDF
1.57 мб

Марксизм - от научной теории к идеологии (к проблеме интерпретаций классического марксизма)

Лукьянов В.Ю.
Читать PDF
402.81 кб

Марксизм между наукой и утопией

Лабика Ж.
Читать PDF
347.58 кб

Сартр и марксизм

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
368.50 кб

Порвалась связь времен (марксизм и переоценка ценностей)

Дзюра Александр Иванович
Читать PDF
147.06 кб

Марксизм-ленинизм в постсоветской России

Джохадзе Д.В.
Читать PDF
243.06 кб

Марксизм и метанаука

Арон Р.
Читать PDF
296.21 кб

Западный марксизм

Грецкий Милий Николаевич, Лягушев Георгий Евгеньевич
Читать PDF
8.26 мб

А. С. Макаренко: марксизм и советский воспитательный проект 1920-1930-х годов

Новиков Сергей Геннадьевич
В статье рассматривается вопрос об идейных истоках педагогических взглядов А. С. Макаренко.

Похожие термины:

  • АЛЬТЮССЕРИАНСКИЙ МАРКСИЗМ

    Aithusserian Marxism) -структуралистская версия марксизма, модная в 1970-х гг. и основанная на идеях Луи Альтюссера. Популяризированные в Англии марксистским журналом "Нью Лефт Ревью" труды Альтюссера повлиял
  • Легальный марксизм в социологии

    С.Н.Булгаков (1871-1944) Н.А.Бердяев (1874-1948) М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: "Значение экономического фактора в истории", "Экономический фактор и идеи", "Русская фабрика". П.Б.
  • МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

    См. ЛЕНИНИЗМ.
  • Ортодоксальный марксизм

    Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: "Социализм и политическая борьба", "Очерки по истории материализма", "Основные вопросы марксизма", "Искусство и общественная жизнь", "К вопросу о
  • Ортодоксальный марксизм в социологии

    Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.
  • СОВЕТСКИЙ МАРКСИЗМ

    Soviet Marxism) - см. Марксизм.
  • ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ

    Western Marxism) - см. Марксизм.
  • МАРКСИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

    течение, возникшее в середине XIX в., представители к-рого (К. Маркс, Ф. Энгельс) рассматривали развитие человеческого общества в целом как объективный и закономерный процесс перехода от одной стадии
  • МАРКСИЗМ СТРУКТУРНЫЙ

    социологу, парадигма, связана с "марксизацией" структурализма в социологии (см.) Вплоть до 1940 г., труды К.Маркса были лаоо изучены во Франции и, в основном, сведены к их политич. значению. После 1945 г., н
  • марксизм аналитический

    современное научное направление, основанное на синтезе марксистской теории, ее основных положений (признание классов, классовой борьбы, классового сознания, эксплуатации и т.д.) с немарксистскими
  • МАРКСИЗМ и НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

    учение Марксизма-ленинизма о нациях и национальных отношениях. Марксизму принадлежит историческая заслуга создания научной, социально-философской теории нации и национальных отношений. Впервые
  • Социология марксизма

    теория социогенеза, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, суть которой в том, что функции общества, сознание и поведение, живущих в нем людей анализируются через призму материальных условий их жизни,
  • Переосмысление марксизма

    социологический журнал, издаваемый в США, редакция которого выступает за необходимость создания модифицированных версий марксистской теории, адекватной усложняющейся социокультурной динамике